[Брендан Мореплаватель; лат. Brendanus Clonfertensis; ирл. уменьшительное Brendán от Brénaind, Brénfind - седовласый, Braenfind - чистая капля; полное имя - Brendán moccu Alte] (484 или 486, графство Керри, юго-зап. Ирландия - 577 или 583), св. (пам. зап. 16 мая). Происходил из маленького племени алтрагье (Altraige, отсюда родовое имя мокку Алте), воспитывался и обучался в школе для мальчиков, к-рой руководила св. Ита († 570 или 577), затем у аббата св. Иарлата († 540). Приняв постриг и сан священника, Б. К. получил в управление аббатство Ардферт в родном графстве Керри. В 558 или 564 г. основал мон-рь Клонферт, а также ряд др. мон-рей на островах р. Шаннон и оз. Лох-Корриб. По сообщению Адамнана, Б. К. посетил св. Колумбу в мон-ре Иона, побывал в Стратклайде (Шотландия), Уэльсе и, возможно, в Бретани (Зап. Франция).
В IX в. Б. К. стал героем «Navigatio sancti Brendani Abbatis» (Плавание св. Брендана аббата) - христ. легенды о путешествии по океану в поисках «Земли обетованной» (ирл. Tir Tairngiri). Плывя на запад в кожаной лодке с 17 спутниками, он достиг земли и через 7 лет вернулся. Согласно легенде, мореплаватели обнаружили чудесные плоды, насыщавшие их на много дней вперед, остров, где Иуда отдыхал от адских мук, и могли свободно объясняться с жителями стран, к-рые они посетили. На формирование ирл. образа «Земли обетованной» оказали влияние как ВЗ, так и представления о кельт. Элизиуме, расположенном где-то на западе, к-рого пытались достичь в маленьких лодочках святые отшельники в скитаниях Христа ради и герои саг, одна из к-рых («Плавание Майль-Дуйна») старше легенды о Б. К. Позднее эти острова отождествлялись с Канарскими, а в наст. время есть версия об открытии Б. К. Америки (Г. Эш) задолго до Лейва Счастливого (80-е гг. Х в.). Сохранилось более 100 списков «Плавания» в 6 редакциях (с X в. и на латыни), не включая переводов и адаптированных текстов. Существует 7 редакций Жития Б. К., но основные тексты сокращены или искажены под воздействием «Плаваний». Наиболее ранняя фиксация легенды о плавании содержится в Житии св. Мало (ркп. X в.), где Б. К. оказывается валлийцем, аббатом Лланкарвана, а Мало - его учеником. Существовала сатирическая версия, созданная в Англии в XI-XII вв., подвергавшая осмеянию и объявлявшая ересью легенду о плавании. Самому Б. К. приписывают значительную по объему литанию, в к-рой использованы сюжеты Свящ. Писания.